- ФЕДЕРАЦИЯ
- — форма государственного устройства, предполагающая, что в состав государства входят несколько относительно самостоятельных образований (штатов, земель, кантонов, республик и т. п.).
Суверенитетом при этом обладает лишь союзное государство, но полномочия разделены между Федерацией и ее субъектами на основе федеральной конституции.
Федерацию называют союзным государством, в отличие, с одной стороны, от конфедерации (союза государств), а с другой, унитарного (единого) государства, территория которого состоит из административных единиц.
Выделяют также т. н. «мягкие Федерации», где субъект Федерации имеет право выхода из Федерации и является субъектом международного права. Формально «мягкой Федерацией» был, например, СССР, являвшийся к тому же «матрешечной» Федерацией: входившие в его состав Российская и Закавказская Советские Федеративные Социалистические Республики также считались Федерациями.
В 1990-е гг. планировалось создание Союза России и Белоруссии в качестве «мягкой Федерации». Сейчас этот Союз имеет формальный статус конфедерации.
К государствам с федеративном устройством относятся, в частности, Россия, США, Канада, Мексика, Бразилия, Германия, Австрия, Бельгия, Аргентина, Швейцария, Босния и Герцеговина (формально «мягкая Федерация», фактически конфедерация), Южно-Африканская Республика, Индия, Австралия и т. д. Федерациями также были распавшиеся Югославия и Чехословакия.
Считается, что федеративное устройство государства — одно из достижений демократии и залог более эффективного, чем в унитарных странах, экономического развития. Это не совсем так. В сущности Великобритания почти 500 лет является федерацией — «Соединенным королевством», а самой успешно развивающейся экономикой мира является экономика Китая — государства в высшей степени унитарного и далекого от демократии в ее западном понимании. Кроме того, в адрес федеративного устройства часто раздается критика иного рода: самовластие местных «князей» и властей делает довольно путаной политическую и экономическую обстановку в государстве, законы так же разнятся от земли к земле. Если добавить к этому постоянную угрозу распада и возможные межнациональные и межземляческие конфликты, понятно, что инвестиционный климат в Федерации всегда будет заведомо в худших стартовых условиях, чем в унитарном государстве.
Однако нельзя сбрасывать со счетов значение федеративных государств. В мире их всего 22, но они играют не последнюю роль в глобальных процессах. Безусловно, есть общие понятия о том, что такое Федерация, и тем не менее, каждая из 22 Федераций имеет свои особенности, связанные с принципами деления на субъекты, их автономностью, величиной, этническим составом населения и проч.
Если, например, США являет собой почти идеальную модель федерации: 49 из 50 субъектов примерно равны по территории, все они обладают значительной автономией, отсутствует этнический характер деления и т. д., то государственное устройство Российской Федерации отличается гораздо большей сложностью. Отчасти это связанно с непростым историческим процессом последних лет, отчасти продиктовано многонациональностью россиян и крайней неравномерностью их распределения на территории государства.
В России больше всего субъектов Федерации — 83, и их происхождение обусловлено разными причинами, что и лежит в основе их неоднородности, а декларируемый принцип равноправия субъектов соблюдается не в полной мере.
К субъектам Российской Федерации относятся 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 4 автономных округа. Количество и масштаб этих единиц постоянно меняется, в основном в сторону укрупнения (см. Укрупнение субъектов Федерации).
Федеративные государства складываются веками. США в том виде, как сейчас, существуют с 1959 г. Вся история США до этого представляет собой непрерывный процесс формирования — самоопределения, деления, сложения и экспансии. Вероятно, он не завершен и до сих пор.
Непросто складывалась и другая мощная федерация — ФРГ. В течение столетий попытки объединения германских княжеств и земель заканчивались войнами, включая Первую и Вторую мировые войны — самые разрушительные из всех.
Лишь в 1990 г. процесс формирования ФРГ был относительно безболезненно завершен. Учитывая эти факты, можно утверждать, что процесс федеративного деления России далек от завершения.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.